Реформа процессуального законодательства: о представительстве в гражданском процессе

28 ноября 2018 года Президентом был подписан Федеральный закон от 20 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 ноября 2018 года и одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.

Проект данного закона (№ 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») был разработан Верховным Судом Российской Федерации, внесён на рассмотрение Государственной Думы 07 февраля 2018 года и является одним из комплекса законов по реформированию процессуального законодательства в нашем государстве.

Закон вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, появление и создание которых в судебной системе нашего государства также является одним из этапов судебной реформы, которые должны начать свою деятельность не позднее 01 октября 2019 года.

Есть мысли и желание написать несколько статей, посвящённых новеллам процессуального законодательства, и в данной статье хочу рассказать о том, как изменились нормы законодательства о представительстве в гражданском процессе.

По нормам действующего законодательства представителем в суде по гражданским делам может быть любое дееспособное лицо, за исключением лиц, являющихся судьями, следователями или прокурорами (статьи 49, 51 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Соответственно, сейчас представителем в суде по гражданскому делу может быть практически любой, например, дееспособная соседка бабушка Маша, которая смотрит «Час суда» и, конечно же, знает «как надо»…

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

 

Статья 49. Лица, которые могут быть представителями в суде

Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса. Лица, указанные в статье 52 настоящего Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона.

Статья 51. Лица, которые не могут быть представителями в суде

Судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Разговоры и идеи о том, что представительство в судах по гражданским делам должны осуществлять лица, имеющие юридическое образование, существовали не один год.

В 2015 году был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который вступил в законную силу 15 сентября 2015 года. Если говорить совсем коротко простым и понятным языком, то это закон, который регламентирует то, как должен происходить процесс судебного разбирательства по административным делам (не путать с делами об административных правонарушениях!), а то есть по делам, в которых с одной стороны, грубо говоря, государство, а с другой стороны частные лица. То есть, например, это обжалование действий либо бездействий каких-либо государственных органов и должностных лиц и т.д. Юридическим языком это называется публичные правоотношения. До приятия этого кодекса, дела такой категории рассматривались по нормам Гражданского процессуального кодекса, в котором был отдельный раздел «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Углубляться в объяснение этого вопроса в данном случае нет смысла.

Может показаться, что я отвлёкся от темы, но я не просто так сделал небольшое отступление про Кодекс административного судопроизводства. Именно его принятием было положено начало перехода от разговоров и идей о том, что представительство в судах должны осуществлять только лица, имеющие высшее юридическое образование,к их осуществлению, так как по нормам данного закона представителем по административным делам может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование (статья 55 Кодекса административного судопроизводства). Данные нормы вполне безболезненно прижились на практике и не вызвали каких-либо проблем, споров и критики, как мне кажется.

Возвращаясь к вопросу представительства по гражданским делам… Верховный Суд Российской Федерации в проекте закона, который изначально вносился в Государственную Думу, предлагал изменить действующие нормы таким образом, чтоб представителями по гражданским делам могли быть только лица имеющие высшее юридическое образование. Но в итоге Государственная Дума не решилась принимать закон в этой части в предложенном варианте.

Итак, в соответствии с принятым вышеуказанным законом представителями в суде по гражданским делам могут быть только лица с высшим юридическим образованием либо имеющие учёную степень по юридической специальности, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами. Хочу обратить внимание, что понятие «районный суд» включает в себя районные, городские и межрайонные суды (часть 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года № 1ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации»), поэтому, к примеру, Центральный районный суд г. Челябинска и Миасский городской суд Челябинской области относятся к уровню районных судов.

Таким образом, в соответствии с новыми нормами представитель по гражданскому делу, не имеющий высшего юридического образования, теперь не сможет быть представителем в судах выше уровня районного, а то есть в настоящее время в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов и в Верховном Суде Российской Федерации, а с момента начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и в них тоже.

То есть представитель, не имеющий высшего юридического образования, по гражданскому делу, которое рассматривалось по 1-ой инстанции, например, в Ленинском районном суде г. Челябинска, уже не сможет быть представителем по этому же делу в Челябинском областном суде при рассмотрении апелляционной жалобы.

Наверняка, по поводу такого изменения в гражданском процессе, который является наиболее объёмным по количеству рассматриваемых судами дел по сравнению с другими видами судопроизводства (за 2018 год в России судами общей юрисдикции рассмотрено 17,3 млн гражданских дел, 7 млн административных дел, 1,9 млн дел об административных правонарушениях, 0,9 млн уголовных дел), есть разные мнения и точки зрения. Но лично я считаю, что такое изменение законодательства является логичным, правильным и назревшим, а в дальнейшем представительство в гражданском процессе будет исключительно профессиональным.

 

© Все права защищены. ИП Калетин Илья Анатольевич. 2018